Дизайн родился на рубеже веков XIX и XX, утвердился в середине XX века как вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Явление, которое в англоязычных, а после и в остальных странах обозначалось термином - индустриальный дизайн (industrial design), имеет смысловые корни от латинского «designare» - определять, обозначать. Итальянское «designo» обозначало со времен ренессанса проекты, рисунки, основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке. Крупнейший теоретик дизайна Е.Н.Лазарев профессор ЛВХПУ им. В. Мухиной разработал этимологию англоязычного понятия «дизайн», состоящую из четырех смысловых рядов. В первом ряду он отметил «декоративное» направление: украшение, декор, орнамент, узор. Ко второму ряду, согласно системе Е. Лазарева, относится «проектно-графическая» трактовка: проект, чертеж, конструкция. Третьим рядом считается «предвосхищающее» понятие: замысел, предположение, план. Четвертый ряд содержит в себе «драматическую» составляющую: идею, интригу, затею, умысел. Понятие «дизайн» как вид деятельности популяризировалось в конце XIX века. Слово «дизайн» появилось впервые в Европе и в переводе с итальянского означало - рожденная у художника и внушенная Богом идея - концепция создания произведения искусства. В Оксфордском словаре можно найти следующую интерпретацию этого слова: В русском языке слово «дизайн» применяется для обозначения весьма широкого круга явлений. Оно включает в себя проектирование вещей и предметных комплексов. При этом имеются в виду различные по функциональному признаку вещи, они могут быть и практические и художественные.
Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций, с целью придания результатам проектирования и производства высоких потребительских и утилитарных свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации жизни человека и общества.
Специфика деятельности дизайнера может быть философски проинтерпретирована как единство материальной, формальной, целевой и движущей причин [Аристотель]. Цель дизайна - проект синтеза красоты и пользы, причина - стремление к увеличению эстетического уровня в процессе массового производства и потребления, форма — стилизация эстетического, материал - фактура вещества, отвечающая нормам и требованиям стилизации. Дизайн выступает как ответ на запрос общества потребления в эстетизации своей повседневной жизни. На уровне теории, дизайн - это или внешний облик объекта, или процесс его мысленного создания — проектирования. |